Транспортным фирмам напомнили про конвой и установку навигации

Проблемы дальнобойщиков, осуществляющих транзит через Беларусь, начались с марта. Тогда Совмин постановил, что транзитники обязаны двигаться только по определенным дорогам, где возможна остановка (стоянка) для отдыха, питания и заправки, отступивших же от этих требований штрафуют. Дальнобойщики жаловались, требовали, писали петиции, но правила не изменились. Как сообщил наш источник в транспортной компании, требования к водителям могут ужесточиться.

С начала действия постановления Совмина №171 Транспортная инспекция выявила 370 нарушений, сообщили в ТИ. Основные нарушения: остановки для отдыха, питания, заправки в неположенных местах, движение по маршруту вне утвержденного транспортного коридора, уход с территории согласованной стоянки.

Таможенные органы за этот же период выявили 2200 фактов нарушений. Основная часть нарушений (около 54%) касалась несоблюдения маршрутов следования и мест для стоянок и отдыха — такова статистика ГТК. В 43% случаев нарушаются сроки транзита, а в 3% — нарушаются и маршруты, и сроки.

«Что касается сроков, то на транзит по Беларуси водителям редко выделяются сутки, — мнение таможни приводит БЕЛТА. — Чаще у них есть от 25 до 47 часов. То есть если транзит открыт в 1:00 одного дня, то отсчет представленных на перемещение суток начнется только в 00.00 следующего дня (таким образом, в распоряжении водителя фактически 47 часов). Этого времени более чем достаточно для сквозного транзита в третьи страны, а тем более для белорусско-российского участка границы. Например, по информационным базам таможенных органов видно, что в среднем перевозчику вполне достаточно 16 часов для проезда по Беларуси с соблюдением обычного скоростного режима. Поэтому 94,5% водителей в среднем затрачивают до 24 часов. Учитываются и возможные форс-мажоры, аварии, поломки автомобиля. В таком случае перевозчик имеет законное право обратиться в таможенный орган для продления установленного срока транзита. Как правило, выделенного времени не хватает тем, кто пытается использовать его для создания незаконных схем перемещения товаров».

«Если у водителя есть обоснованные причины нарушения сроков выезда за пределы Беларуси, к нему не применяется административное взыскание, — заверяют в ГТК. — Наоборот, ему даже продлевают срок доставки товаров. Здесь учитывается наличие очереди до въезда в пункт пропуска, а при наличии в пункте пропуска системы электронной очереди принимается во внимание время регистрации автомобилей в этой системе и длительность нахождения в зоне ожидания. При возникновении таких обстоятельств водители обращаются в республиканский пункт таможенного оформления для продления срока транзита. При этом изучаются все обстоятельства, в том числе были ли отклонения от установленного маршрута, внеплановые и вне установленных мест остановки для отдыха. Например, в 111 выявленных нарушениях административные взыскания к водителям не применялись с учетом обоснованных причин».

Применение контроля

Сами транзитники считают, что меры направлены именно на граждан Беларуси — местные водители раньше могли заехать по пути домой по бытовым нуждам, иностранцам же незачем задерживаться. Сейчас отступить от маршрута по трассе нельзя, а выехать из страны необходимо на следующий после въезда день. Среди жалоб дальнобойщиков есть и другие: нехватка мест на разрешенных стоянках, формальное отношение со стороны таможенников (не учитывается время очереди на границе), работников других правоохранительных органов (невозможность съехать с маршрута за документами, для ремонта и так далее).

В качестве иллюстрации ситуации наш источник в небольшой транспортной компании рассказывает недавний случай: «База находится в стороне от разрешенной трассы. От водителя поступает сообщение о необходимости ремонта колеса. Мы ему даем добро, готовим подтверждающие техобслуживание бумаги. Постановление Совмина наряду с требованиями предусматривает исключения: авария, поломка, задержка из-за разгрузки, перегрузки, замены транспортного средства, если это указано в транспортных документах. Так вот, водителя останавливают на пути к базе сразу за поворотом с основной трассы. Он объясняет, что едет только на ремонт, документов пока нет, потому что и ремонта не было — как-то ведь надо доехать до станции. Никто не слушает. Но, очевидно, выбор места для остановки патруля сразу за съездом не случаен».

Конвоирование

С недавних пор на адреса транспортных компаний стали приходить письма о «принятии дополнительных мер реагирования на правонарушения». «Помимо штрафов за неповиновение в адрес самих водителей, придумали новое средство, — рассказал представитель фирмы-перевозчика. — Оно направлено уже на юрлицо. Если сотрудник-водитель попался за нарушение требований, в компанию приходит бумага. В ней мягко предупреждают о том, что все фуры фирмы могут взять под конвой. Официально это называется „обеспечение таможенного контроля в виде таможенного сопровождения всех ТС предприятия“. А эта так называемая услуга обходится примерно в 250 долларов в эквиваленте».

Собеседник вспомнил цитату из нашей статьи, посвященной данной проблеме. В ней один из водителей передавал слова сотрудников таможни: «На границе прямо говорят, мол, пока вы в Беларуси, должны соблюдать местные законы. Даже если они приняты полчаса назад, вы обязаны по ним работать. Если что-то не устраивает — объезжайте Беларусь, не заезжайте сюда». Сотрудник транспортной компании всерьез считает, что пора прислушаться к этим словам. По его словам, потери составят от 50 до 100 долларов с машины.

По официальным данным таможни, им пришлось применить к фирмам-перевозчикам такую меру, как таможенное сопровождение, в 79 случаях (21 из них — в отношении российских фирм). Уверяют: применялась она только к тем перевозчикам, водители которых нарушили нормы постановления №171 два и более раз.

Навигационные устройства

«Транзитные грузовые автоперевозки через территорию Беларуси, выполняемые перевозчиками, водители которых нарушили требования постановления Совмина №171, теперь будут осуществляться при условии наложения на грузовые отсеки навигационных устройств, — сообщили сегодня в ГТК. — Это позволит таможенным органам отслеживать передвижение данных транспортных средств по территории страны в режиме реального времени. Это закреплено в постановлении Совета Министров №311, вступает в силу с 7 июня».

Таким образом навигационные устройства могут использоваться в качестве альтернативы таможенному сопровождению (конвоированию). По мнению таможни, это позволит сократить время на нахождение в зоне таможенного контроля, на совершение таможенных операций в части документооборота и передачи товаров для таможенного сопровождения, значительно сократить расходы.

Сообщается, что время установки навигации — 5—15 минут, а процесс оптимизирован и полностью отработан в ходе пилотных проектов.

Собеседник вспомнил цитату из нашей статьи, посвященной данной проблеме. В ней один из водителей передавал слова сотрудников таможни: «На границе прямо говорят, мол, пока вы в Беларуси, должны соблюдать местные законы. Даже если они приняты полчаса назад, вы обязаны по ним работать. Если что-то не устраивает — объезжайте Беларусь, не заезжайте сюда». Сотрудник транспортной компании всерьез считает, что пора прислушаться к этим словам. По его словам, потери составят от 50 до 100 долларов с машины.

По официальным данным таможни, им пришлось применить к фирмам-перевозчикам такую меру, как таможенное сопровождение, в 79 случаях (21 из них — в отношении российских фирм). Уверяют: применялась она только к тем перевозчикам, водители которых нарушили нормы постановления №171 два и более раз.

Навигационные устройства

«Транзитные грузовые автоперевозки через территорию Беларуси, выполняемые перевозчиками, водители которых нарушили требования постановления Совмина №171, теперь будут осуществляться при условии наложения на грузовые отсеки навигационных устройств, — сообщили сегодня в ГТК. — Это позволит таможенным органам отслеживать передвижение данных транспортных средств по территории страны в режиме реального времени. Это закреплено в постановлении Совета Министров №311, вступает в силу с 7 июня».

Таким образом навигационные устройства могут использоваться в качестве альтернативы таможенному сопровождению (конвоированию). По мнению таможни, это позволит сократить время на нахождение в зоне таможенного контроля, на совершение таможенных операций в части документооборота и передачи товаров для таможенного сопровождения, значительно сократить расходы.

Сообщается, что время установки навигации — 5—15 минут, а процесс оптимизирован и полностью отработан в ходе пилотных проектов.

Источник: Onliner.by